НАЧАЛО ИСТОРИИ
Первый камень

Первое поселение возникло в 1773 году, когда купец Илларион Лугинин начал строительство медеплавильного завода. Из-за Пугачёвского восстания строительство завода приостанавливалось. Указ Берг-коллегии о разрешении строительства издан 18 ноября 1773 года, завод был пущен 12 августа 1777 года.

В первое десятилетие своего существования завод постепенно наращивал объёмы производства: за 1777—1780 выпущено 12,9 тысяч пудов меди, 1781—1790 — 40,2 тысячи пудов. В 1787 году завод перешёл к племянникам основателя Ивану и Николаю Максимовичам Лугининым. В 1798 году И. М. Лугинин продал предприятие казне, в 1799—1800 годах выплавка меди не производилась. А к середине XIX века производство меди сократилось, содержание завода стало убыточным, вследствие чего он был закрыт.

ЗОЛОТОЙ ВЕК

Экономическому развитию Миасса способствовала разработка месторождений золота. В первой половине XIX века вся долина реки Миасс превратилась в огромный золотой промысел. В 1836 году здесь разрабатывались 54 рудника и 23 золотые россыпи. Самым известным является Царёво-Александровский (Ленинский) прииск. В 1824 году шихтмейстер Меджер открыл россыпь которая оказалась богатейшей: промывка песка показала содержание «более фунта золота во ста пудах». Летом 1824 года здесь заложили прииск.

Во время одного из своих путешествий сюда, на золотые прииски, приехал император Александр I. Он захотел испытать свою удачу как простой золотоискатель. Повезло царю, в тот же день он нашёл самородок весом в 3 килограмма.

ВИЗИТ ЦАРЯ

В честь этого визита прииск получил своё название. Он занимал первое место среди приисков Миасского района по богатству и количеству найденных крупных самородков, только за один год здесь было найдено 52 штуки, в 1842 году мастеровым Никифором Сюткиным найден один из крупнейших в мире самородков «Большой треугольник» весом 36,21 килограмма.

С середины XIX века появляется Миасское золотопромышленное товарищество графа Левашова, Дарагана и К°. Товарищество допустило к разработке россыпей старателей, которые давали более половины всей продукции. С началом деятельности товарищества связано внедрение в золотодобычное производство новых технических достижений. В это время история города тесно связана с именем Егора Митрофановича Симонова, который, пройдя путь от простого старателя до хозяина приисков, стал самым богатым человеком в городе.

XX ВЕК

НАЧАЛО БОЛЬШОГО ПУТИ

В конце 19 века одновременно из Миасса и Владивостока началось строительство Транссибирской железнодорожной магистрали. Исторически всемирноизвестным Транссибом является именно этот участок, от Самары до Владивостока, построенный с 1891 по 1916 годы. Длина участка около 7 тысяч километров. Первый поезд — это был рабочий поезд с материалами для прокладки рельсов, который прошёл участок магистрали от Миасса до Челябинска 5 июля 1892 года.

В 1903 году прошёл первый поезд Санкт-Петербург — Москва — Владивосток. В 1992 году на станции Миасс I установлен памятный знак в честь 100-летия со дня начала строительства Великого Сибирского пути. От Москвы до Миасса по железной дороге ровно 2000 километров (до станции Миасс I 2004 км.)

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ И КРАСИВЫЙ

В годы первой мировой войны (в 1915 году) царское правительство эвакуировало из Риги в Миасс пилозубный завод английской фирмы «Томас Фирт и сыновья». Через год состоялся пуск миасского напилочного завода, который долгое время был ведущим предприятием отрасли в стране и одним из лучших в мире. В настоящее время это Миасский инструментальный завод.

Вопрос о выделении Миасскому заводу статуса города решился в декабре 1919 года на съезде тринадцати волостных ревкомов Троицкого уезда Челябинской области, состоявшемся в Миассе. С того времени Миасс стал сначала заштатным городом (то есть не имеющим уезда), а затем уездным. В 1926 году Миасс официально получает статус города.

МАШГОРОДОК РАКЕТОСТРОИТЕЛЕЙ

Добровольцы с юга России (отсюда неместные названия улиц — Керченская, Донская, Азовская, Севастопольская) приехали строить новые районы города, в том числе Машгородок. История Машгородка началась в 1955 году, когда правительством принимается решение о переводе конструкторского бюро в Миасс из Златоуста и создании мощной экспериментальной базы ракетостроения.

Каждый раз со сдачей ракет на вооружение Виктор Петрович Макеев, генеральный конструктор КБ машиностроения (ныне ГРЦ им. В. П. Макеева) добивался финансирования крупных объектов социального назначения. Так, постепенно, в Машгородке были построены поликлиника с больницей, кинотеатр «Восток», гостиница «Нептун» с рестораном, дворец культуры «Прометей», дворец спорта «Заря» с плавательным бассейном, детский дворец культуры «Юность», стадион и другие.

Автомобильный завод "Урал"
Автомобильный завод «Урал» — завод был основан в 1941 году, во время Великой Отечественной войны, когда было принято решение о переводе части мощностей завода ЗИС (ныне ЗИЛ) на Урал.
Первый автомобиль АЗ «Урал» был выпущен в 1977 году. Он представлял собой модернизированный вариант грузовика Урал-375, который производился с 1961 года. Новый автомобиль получил более мощный двигатель, улучшенную трансмиссию и другие усовершенствования.
С тех пор АЗ «Урал» постоянно развивается и совершенствуется. В настоящее время на заводе выпускаются грузовики с различными типами кузовов, такие как бортовые грузовики, самосвалы, автоцистерны, лесовозы и другие. Кроме того, АЗ «Урал» производит также специальные автомобили, такие как пожарные машины, автокраны и автобусы.

Подробнее
СОВРЕМЕННАЯ ИСТОРИЯ

РАЗВИТИЕ И ПРОИЗВОДСТВО

В структуре отраслей промышленности Миасского городского округа подавляющую часть занимают обрабатывающие производства, которые включают такие виды деятельности как: производство автомобилей, прицепов, полуприцепов, производство машин и оборудования, производство готовых металлических изделий, производство электрических машин и электрооборудования, производство прочих неметаллических минеральных продуктов, производство изделий медицинской техники, производство одежды, изделий из кожи, полиграфическая деятельность, производство мебели, обработка вторичного сырья.

Второе место по удельному весу в структуре отраслей промышленности Миасского городского округа занимает производство и распределение электроэнергии, газа и воды.

МЛАДШИЙ БРАТ БАЙКАЛА

Золотую долину, в которой находится Миасс, называют Уральской Швейцарией. Самое красивое время – ранняя осень, когда смешанные леса склонов Уральских гор дают удивительную картину: березы желтеют и на фоне вечнозеленых сосен выглядят, как леопардовая шкура. Это страна гор и озер. Тургояк – жемчужина Урала, второе по чистоте озеро в России, после Байкала. Площадь озера – 26,4 кв.км. Радоновые источники делают его воду не только чистой, но и холодной. Но вокруг достаточно и более теплых озер: Ильмень, Кисегач, Инышка, Теренкуль, Еловое, Кусыкуль, Аргази.

Чистый горный воздух, наполненный ароматом сосновых лесов, делает это место настоящим курортом. Климат умеренно-континентальный. Средняя температура зимой – минус 15, хотя морозы бывают и по 35. Средняя летняя температура – плюс 20, хотя в последние годы лето становится все теплее и теплее, неделю-другую может держаться жара более 30 градусов.

ТУРИЗМ И ОТДЫХ

Сегодня на территории Миасского городского округа действует два динамично развивающихся горнолыжных центра, пользующихся огромной популярностью среди экстремалов, любителей горных лыж и сноуборда – «Райдер» и «Солнечная долина».

Расширяется инфраструктура и озера Тургояк, которое сегодня становится местом для организованного и комфортного отдыха, проведения торжественных мероприятий, приёма высоких гостей. Лучшие загородные отели, расположены на берегу озера, включающие комфортабельные гостиничные номера, рестораны, ночные клубы, летний барбекю парк, центры медицины и многие другие услуги. Созданы все условия семейного отдыха и романтического уик-энда в любое время года созданы. Сказочно красивая природа и современные технологии индустрии гостеприимства - гарантия полноценного и запоминающегося отдыха гостей в Миассе.

Мы вас ждём!
© 2023 АНО "Агентство инвестиционного развития Миасского городского округа"